2.1.3. Алфавит языка

Текст на естественном языке состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из букв. Буквы образуют алфавиты русского, английского и других языков. Язык программирования организован подобным образом.

Программа на языке Turbo Pascal формируется с помощью конечного набора знаков, образующих алфавит языка, и состоит из:

• прописных и строчных букв латинского алфавита (А, В, ..., Z, а, Ь, ..., г) и знака подчеркивания;

•десятичных (0, 1, ..., 9) и шестнадцатеричных цифр (0, 1, ..., 9, А, В, ..., F).

Кроме того, в алфавит включаются специальные символы (табл. 2.4) и комбинации специальных символов — они образуют составные символы (табл. 2.5).

Таблица 2.4. Специальные символы

СимволНазваниеСимволНазвание
+Плюс{ }Фигурные скобки
-Минус.Точка
*Звездочка,Запятая
/Дробная черта:Двоеточие
=Равно;Точка с запятой
>Больше'Апостроф
<Меньше#Номер
[ ]Квадратные скобки$Знак денежной единицы
( )Круглые скобки^Тильда (каре)
@Коммерческое а Пробел (не имеет обозначения)

Таблица 2.5. Составные символы

СимволНазваниеСимволНазвание
:=Присваивание<=Меньше или равно
< >Не равно>=Больше или равно
. .Диапазон значений(..)Альтернатива [ ]
(* *)Альтернатива {}

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями.

Разделителями служат — пробел, символ конца строки, комментарий. Пробел, стоящий внутри строковой константы, воспринимается не как разделитель, а как ее часть. Между комбинациями специальных символов пробелы недопустимы.

Слова подразделяются на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы (имена) и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова языка Turbo Pascal являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и несут в программе определенный смысл (табл. 2.6).

Таблица 2.6. Зарезервированные слова

Внутри зарезервированных слов пробелы использовать запрещено.

Например, для оператора goto Имяметки; формы записи вида:

goto 10; ИЛИ goto 10; допустимы;

gotolO; ИЛИ go to 10; ЯВЛЯЮТСЯ ошибочными.

Стандартные идентификаторы служат для обозначения заранее определен¬ных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. При использовании в программе их не требуется описывать, указывая тип.

Например, стандартный идентификатор sin(x) вызывает функцию, вычисляющую синус угла х, заданного в радианах. Любой из стандартных идентификаторов, в отличие от зарезервированных слов, допускается переопределять. Пользователь может написать свою собственную функцию с именем sin. Обычно это ведет к ошибкам. Поэтому стандартные идентификаторы лучше использовать без изменений.


 меню        вверх


Идентификаторы пользователя

Они применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. Тип идентификатора пользователя должен быть указан в описательной части программы, до его использования.

Общие правила написания идентификаторов (имен):

• состоят из букв, цифр и знака подчеркивания, специальные символы, в том числе и пробел, не допускаются. Буквы русского алфавита не могут входить в состав идентификатора Turbo Pascal, их можно использовать только в строковых константах;

• начинаются с буквы или знака подчеркивания. Только для метки допускается использование целого числа без знака;

• между двумя идентификаторами должен стоять, по крайней мере, один разделитель;

• максимальная длина — 127 символов, но значащими, которые распознает Turbo Pascal, являются первые 63, что на практике более чем достаточно;

• нельзя использовать имена, совпадающие по написанию с приведенными ранее зарезервированными словами. Крайне нежелательно также переопределение стандартных идентификаторов;

• при написании имен можно использовать как прописные, так и строчные буквы. Компилятор не делает различий между ними. Например, MYVAR, Myvar, myvar — это три различных варианта написания имени одной и той же переменной.

В программах на Turbo Pascal часто используют такой способ: первая буква каждого слова прописная, остальные — строчные (например, Textcoior). Однако в примерах этой книги будут использоваться, в основном, строчные буквы, что позволит упростить ввод текста программ для пользователя.

Имена, используемые в программе, должны быть уникальными, т. е. в данном блоке программы один идентификатор не должен использоваться для обозначения более чем одной переменной, константы и т. д. Если это требование не выполняется, на экран выводится сообщение об ошибке: Error 4: Duplicate identifier (Ошибка 4: Двойной идентификатор).

Например, metkai3, Biok_15 — допустимые имена.

Примеры неправильной записи имен:

3DGraph — начинается с цифры;

Nomer.Doma — содержит точку;

blok#1 — содержит специальный символ;

My Program — содержит пробел;

Div — зарезервированное слово.


 меню        вверх


Комментарии и директивы компилятора

В любом месте программы, где разрешен пробел, можно записать пояснительный текст — комментарий. Он не обрабатывается компилятором и не включается в исполняемый ехе-файл.

Текст комментария ограничен символами { } или (* *):

{ ТекстКомментария } или (* ТекстКомментария *).

Допускается следующая вложенность комментария:

{ Текст (* ТекстКомментария2 *) Комментария 1 }

или

(*Текст { ТекстКомментария2 } Комментария].*)

Следует знать:

• ограничители комментария удобно использовать при отладке программы для временного исключения группы операторов, которая, будучи заключена в { } или (* *), воспринимается как комментарий и, следовательно, не выполняется;

• комментарии необходимо отличать от директив компилятора, которые используются программистом для управления режимами компиляции. Директивы, как и комментарии, заключаются в фигурные скобки, но имеют отличительный признак в виде символа $.

 предыдущая         меню        вверх         следующая

Hosted by uCoz